Barikáda рассказывает об одном из самых удивительных туристических объектов Словакии — Черногронской железной дороге.
Наверняка многим знакомо видео, на котором во время футбольного матча на небольшом деревенском стадионе по рельсам, проложенным прямо между газоном и трибунами, проезжает состав, состоящий из несколько вагонов. Паровоз приветственно гудит, зрители снимают его на телефоны, а игроки даже не думают останавливаться, пока проедет поезд, и продолжают игру.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({
google_ad_client: “ca-pub-2842256183430618”,
enable_page_level_ads: true
});
Поезд на Черногронской железной дороге, проезжающий через футбольное поле. Источник видео: Late Goal FN
Эти кадры сделаны в Словакии, а необычная железная дорога, запечатлённая на видео — это Черногронская узкоколейка, уже более ста лет работающая в горном районе Вепорске-Врхи, расположенном практически в географическом центре Словакии. Эта часть страны носит название Словацкое рудогорье (Slovenské rudohorie).
История
Черногронская железная дорога (Černohorská lesná železnica) начала работать в январе 1908 года. Запустили её для нужд местных компаний, занимавшейся вырубкой и транспортировкой леса. Задачей железной дороги должно стала доставка древесины из труднодоступных горных районов к лесопильным заводам.
Возведение дороги было непростым делом: местность, по которой она пролегает, сложна для строительства из-за горного рельефа и густых лесов. Однако благодаря усилиям инженеров и строителей было создано уникальное сооружение, протянувшееся через леса и горы более, чем на сотню километров. По пути следования дороги построили несколько мостов и туннелей, а сама она пролегала через горные перевалы и крутые склоны.
Поначалу по железной дороге перевозили исключительно лес, но достаточно быстро её начали использовать и для пассажирских перевозок, что сделало Черногронскую железную дорогу важным связующим звеном между отдаленными населенными пунктами в центральной части Словакии.
Во время войн Черногронская железная дорога играла важную роль в обеспечении армии древесиной, необходимой для укрепления фронтов. В 1944 году, во время Словацкого национального восстания, дорога использовалась партизанами для транспортировки оружия и боеприпасов. Немцам удалось повредить часть пути, но благодаря усилиям местных жителей и партизан дорога была восстановлена за считанные недели.
После войны железная дорога вернулась к обычному режиму работы, однако её значение постепенно снижалось с развитием автомобильного транспорта. В результате 31 декабря 1982 года она была окончательно закрыта после 76 лет работы.
Вторая жизнь
Долгое время казалось, что Черногронская железная дорога навсегда прекратила существование, однако благодаря усилиям местных энтузиастов и историков она была возрождена и превращена в туристический объект. 1 мая 1992 года на ней снова начали работать винтажные паровозы, до этого десятилетиями возившие по дороге лес.
Правда, работать она стала в усечённом виде. К моменту закрытия длина дороги составляла 132 км — это делало дорогу самой длинной из всех 70 лесных железных дорог Словакии. После возобновления работы дороги открылись лишь три её участка общей длиной 20 км.
Центром железной дороги остаётся та самая деревня Черни-Балог, в которой она пересекает футбольный стадион. До недавних пор поездки для туристов подгадывали под время проведения матчей местной деревенской команды, выступающей в шестой словацкой лиге. Однако в последнее время такое происходит не очень часто — лучше сопоставлять расписание поездов и футбольных матчей.
Из Черни-Балога можно уехать в трёх направлениях. Самая длинная ветка уходит на северо-запад, в район деревень Шанске (Šánske), Гронец (Hronec) и Хватимех (Chvatimech) — дорога здесь проходит через карсты и долину реки Гронец. Во время основного сезона, который длится на Черногронской дороге с июля по сентябрь, здесь можно проехать на поезде, а в остальное время года — прокатиться на велодрезине.
Две другие ветки имеют длину около 5 км и расходятся на юго-запад и юго-восток — в направлении деревень Видрово (Vydrovo) и Доброч (Dobroč) соответственно. Если вы хотите проехать через футбольный стадион, то вам нужно выбирать маршрут в сторону Доброча.
Спор за землю
Количество туристов, которые желают прокатиться по живописным местам центральной Словакии по старинной железной дороге, начало расти после 2008 года. Тогда была проведена масштабная реконструкция, позволившая улучшить качество подвижного состава, путей и сервиса.
С 2014 года количество туристов, прокатившихся по Черногронской дороге, не опускалось ниже 130 тысяч человек в год. В 2021 и 2022 годах их число достигло рекордных показателей, добравшись до отмеки в 146 тысяч.
Однако в 2023 году количество туристов резко сократилось, составив всего 116 тысяч человек. Это произошло из-за спора с одним из местных застройщиков, выкупившим землю, на которой располагается железная дорога, под застройку нового жилого массива из 50 частных домов. Прямо перед началом летнего сезона он загородил эти участки бетонными плитами, не давая возможность поездам проехать.
Стороны обратились в суд, который решил, что до вынесения окончательного решения по делу заграждения нужно снять. В результате 2 августа 2023 года железная дорога возобновила работу.
Актуальная информация о железной дороге
Дорога и цены
Добраться до Черногронской железной дороги можно как на автомобиле, так и на общественном транспорте. Ближайший крупный населённый пункт к ней — город Брезно, расположенный всего в нескольких километрах от неё. Оттуда на автобусе №401 можно добраться до Черни-Балога, который является начальной и конечной станцией для всех маршрутов на дороге. Автобусы ходят несколько раз в час, время в пути составит около 15 минут.
Билет на поездку по одной трассе стоит 12 евро, детям и пенсионерам предоставляются скидки. Билет на поездку по двум маршрутам стоит 22 евро, по всем трём — 22 евро.
Железная дорога предлагает множество дополнительных вариантов. Можно заказать частную поездку — для этого нужно заплатить стоимость 20 билетов. Эту поездку можно разнообразить, например, пригласить народных музыкантов за 200 евро в час. При желании можно организовать поездку группы детей или молодожёнов, и даже устроить на поезде корпоратив.
Что посмотреть в окрестностях Черногронской железной дороги
- Национальный парк Муранска-Планина (Muránska planina) расположен недалеко от железной дороги и славится своими великолепными карстовыми пейзажами. Здесь можно увидеть глубокие ущелья, пещеры и скалы, а также насладиться пешими прогулками по многочисленным тропам.
- Долина реки Грон — одно из самых живописных мест в окрестностях Черногронской железной дороги. Ущелье, по дну которого она протекает, предлагает великолепные виды и отличные возможности для активного отдыха: от походов до рафтинга. Ущелье отлично подходит для семейных прогулок на свежем воздухе и пикников.
- Любовнянский град (Ľubovniansky hrad) — средневековый замок находится в небольшом отдалении от железной дороги, но стоит того, чтобы сделать небольшой крюк. Он построен в XIII веке, возвышается на холме и открывает потрясающие виды на окрестности. В замке сохранились исторические интерьеры, а в музее можно узнать о жизни в Словакии в разные исторические эпохи.